Это короткие рассказы
о моих встречах с некоторыми знаменитостями
и другие интересные истории
Софи Лорен - величайшая киноактриса и потрясающая женщина.
В юности я был просто влюблен в нее.
В 1965 году на ММКФ IV на приеме в Доме дружбы с народами
зарубежных стран (бывший особняк Арсения Морозова
в "мавританском стиле" на Воздвиженке) мне посчатливилось
получить у нее автограф. На этом кинофестивале от Италии
была представлена замечательная трагикомедия
"Брак по-итальянски" с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни
в главных ролях. И здесь Софи Лорен получила приз
за лучшую женскую роль.
На этом приеме я был со своим отцом и было мне 18 лет.
Отец получил приглашение
на два лица на этот прием (благодаря своим
обширным знакомствам).
На приеме мы увидели Софи Лорен с каким-то мужчиной.
Она была при "полном параде" и выглядела ослепительно.
Мой отец был очень общительный и раскованный человек.
Он подошел к ней, протянул свое приглашение
с авторучкой и сказал "Сильвупле автограф"
(это единственное,что он знал из иностранных языков).
Она улыбнулась и расписалась, и я сразу молча протянул
ей свою записную книжку, в которой она тоже расписалась
на начальной странице. Я сказал "Thank you very mach",
поклонился и мы отошли. Этот автограф я бережно храню
всю жизнь. К сожалению, экземпляр отца куда-то делся.
Мой автограф Софи Лорен Софи Лорен-1 Софи Лорен-2 Софи Лорен-3 Софи Лорен-4 Софи Лорен-5
**************
Мой отец дружил с нашей единственной полноценной кинозвездой
Любовью Орловой и её мужем кинорежиссером Григорием Александровым,
бывал у них дома. Как-то раз мы с отцом были на
каком-то мероприятии в ЦДРИ. И оказалось, что Любовь Орлова
тоже там была. После мероприятия в фойе вокруг нее собралась
небольшая толпа. Любовь Петровна была уже в возрасте,
но выглядела отменно в своем серебристом поблескивающем
платье. Каждый в этой толпе пытался ей что-то сказать.
На все эти слова она отвечала очень впечатляющим серебристым
переливчатым смехом (этот изумительный смех я хорошо помню).
Отец подвел меня к ней и сказал: "Любочка, это мой сын",
а я молча поклонился. На это она ответила тем же смехом.
Это меня тогда удивило, но потом я понял, что она просто
использовала этот смех в качестве универсальной реакции
на всё (возможно, даже не беря в голову). Мне тогда было лет 12-14.
Любовь Орлова-1 Любовь Орлова-2 Любовь Орлова-5
**************
Выдающуюся певицу Далиду и других знаменитых французских шансонье
знал еще в 60-е годы по французским пластинкам, которые в изобилии
были у моего одноклассника Виктора Ерофеева, будущего писателя,
который был сыном посла в Сенегале, Гамбии и Танзании. Сам Виктор
часть детства провел в Париже. ...
И я видел Далиду во Всесоюзном доме композиторов примерно
в 1963-1964 году. Ее попросили бесплатно спеть несколько песен
для избранной публики. Далида вышла на сцену и начала было петь,
но микрофон вдруг начал жутко фонить и сипеть. Далида сказала,
что с такой техникой она петь не может и ушла. Мне до сих пор
стыдно за этот наш позор, хотя лично я ни в чем виноват не был.
Далида-1 Далида-2 Далида-3 Далида-4
**************
Довелось мне увидеть также Робертино Лоретти.
Как-то раз я гулял днем по Парку Горького и дошел
до его Зеленого театра.
Театр был в довольно задрипанном состоянии.
Смотрю: там какое-то мероприятие
типа концерта и вход свободный. Зашел, сел, смотрю.
Выступают разные итальянские певцы под номерами,
итальянские песни на итальянском языке. И вдруг ведущий
объявляет: номер такой-то, исполнитель Роберто Лоретти,
песня такая-то. Я просто обалдел. Вышел на сцену невзрачный
мужчина средних лет, с тростью и явственно прихрамывающий
(уже потом я узнал, что у него была серьезная автокатастрофа).
Он неинтересно спел что-то неинтересное и ушел.
Представление продолжилось. Я потом сильно интересовался
тем, что же это было за мероприятие. Получалось, что это
был какой-то выездной отборочный тур к песенному фестивалю
в Сан-Ремо (но это не точно). К сожалению, я никак не могу
вспомнить в каком году это было - скорее всего, середина
80-х. Такая вот удивительная история.
Робертино Лоретти в юности Робертино Лоретти в средние годы Робертино Лоретти-2020
**************
Встречался я также тем или иным образом
еще с рядом известных творческих людей.
Моя довольно оригинальная встреча с выдающимся оперным певцом
Иваном Семёновичем Козловским подробно описана в разделе
"О моем отце".
И.С. Козловский-1
И.С. Козловский-2
И.С. Козловский-3
Мой отец страстно почитал певца Федора Ивановича Шаляпина,
приобрел его толстенную иллюстрированную биографию и
часто её листал. Он был знаком с его дочерью и сыном.
Как-то раз мы с отцом забежали на несколько минут домой
к Ирине Федоровне Шаляпиной, старшей дочери Ф.И. Шаляпина и
итальянской балерины Иолы Торнаги. И.Ф. Шаляпина была
единственная из детей своего отца, которая всю жизнь
прожила в нашей стране.
Она была театральной актрисой, работала на радио, снималась
в кино. Во время ВОВ выступала в составе фронтовых
артистических бригад. Тогда ей было не так уж много лет,
но выглядела она неважно.
И.Ф. Шаляпина-1
И.Ф. Шаляпина-2
И.Ф. Шаляпина-3
Встречался я и с Борисом Федоровичем Шаляпиным, старшим
сыном Ф.И. Шаляпина от первой жены Иолы Торнаги. В 1925
году он уехал к отцу в Париж, а в 1935 во время гастролей
отца переехал в Нью-Йорк.Там он стал известным
художником-портретистом благодаря оформлению обложек
журнала Time и портретам известных людей. В 60-е годы
и позже он не раз бывал в СССР. В 1968 году состоялась
его первая персональная выставка в нашей стране
в Доме дружбы с народами зарубежных стран. И мы с отцом
пошли на эту выставку. Отец познакомился с ним еще
во время его предыдущих посещений СССР и они общались
как старые знакомые. А я просто смотрел картины
(в основном, портреты). Картины мне понравились,
они были сделаны в хорошей реалистической манере,
четко прописаны.
Б.Ф. Шаляпин
Пейзаж
Портреты родителей Б.Ф. Шаляпина
Обложки журнала Time
Как-то раз отца пригласила к себе домой знаменитая
прима-балерина Ольга Лепешинская. По каким-то там делам,
т.к она была членом правления ЦДРИ (а впоследствии его
председателем). И я увязался с отцом из интереса.
Отец и она обсуждали что-то, разбирали какие-то бумаги,
я просто сидел. Потом она подарила отцу большой
инкрустированный ларец и мы откланялись. Этот ларец мы
потом долгие годы использовали дома для различных бумаг.
Год не помню - скорее, середина 70-х.
Ольга Лепешинская-1
Ольга Лепешинская-2
Ольга Лепешинская-3
Ольга Лепешинская-4
Как-то раз на узенькой дорожке я повстречался
с Аркадием Райкиным.
В молодости я довольно регулярно ездил кататься на лыжах
в Ромашково, известное и популярное
подмосковное лыжное место. В выходные там всегда было много
народа: кто просто катался на лыжах, кто играл в волейбол
на самодеятельно оборудованных волейбольных площадках,
кто устраивал зимний пикник с музыкой и прочим, и т.п.
До Ромашково электрички ходили редко (отдельная ветка).
Я как то раз не успел на эту редкую электричку и решил
поехать туда другим путем: через платформу Трехгорка
(ныне Сколково) по основному белорусскому направлению,
чтобы потом на лыжах дойти до Ромашково.
Доехал, пошел пешком по лесной дорожке в сторону Ромашково.
А в этих краях издревле было много дач. Смотрю, навстречу
мне идут двое, негромко беседуя. И один из них, в дубленке
и ондатровой шапке - Аркадий Райкин, не узнать было невозможно.
Я посторонился, стою, смотрю на Райкина. Он искоса посмотрел
на меня, понял, что я его узнал, и продолжая свою беседу
пошел дольше к платформе. Такая вот удивительная была встреча.
Год этой встречи точно назвать не могу - начало 70-х, наверное.
В юности я был два раза на спектаклях Аркадия Райкина
в Театре эстрады в "Доме на набережной".
Аркадий Райкин был уникальным артистом и эти спектакли
запомнились на всю жизнь.
**************
Кроме подобных описанных (и неописанных) встреч были
в моей жизни события, которые я смело могу назвать
знаменательными.
Некоторые из них я хочу особо отметить здесь.
Также некоторые такие события описаны в отдельных
разделах сайта. Кроме того, в этом подразделе
я привожу ряд просто интересных историй.
14 апреля 1961 года я встречал Юрия Гагарина на Большом
каменном мосту в Москве. Когда кортеж из открытых ЗИЛов
и Чаек с Гагариным и прочими лицами проехал мимо нас,
вся собравшаяся на мосту и вокруг него толпа
радостно направилась вслед за ним на Красную площадь.
Юрий Гагарин в своей парадной шинели, Н.С. Хрущев и
другие важные лица стояли на трибуне Мавзолея.
Вся наша громадная самодеятельная колонна вполне
организованно прошла со скандированием разных
приветственных кличей перед Мавзолеем. Как раз, когда
мы были непосредственно у Мавзолея, какя-то женщина
начала скандировать "Га-га...". Но народ чего-то
замешкался и не поддержал её. Засмеялась вся колонна,
сам Юрий Гагарин и все остальные на трибуне. Пройдя
через всю Красную площадь на Васильевский спуск,
довольные люди стали потихоньку разбредаться в разные
стороны.
Никогда больше в жизни я не видел такого действительно
всенародного воодушевления. Судя по старой кинохронике,
нечто подобное творилось только при встрече летчика
Валерия Чкалова при его возвращении после триумфального
перелета через Северный полюс в Америку в 1937 году.
Юрий Гагарин-1 Юрий Гагарин-2 Юрий Гагарин-3 Юрий Гагарин-4
Валерий Чкалов-1
Валерий Чкалов-2
Валерий Чкалов-3
Валерий Чкалов-4
В сентябре 1964 года в Москве проходили первые в истории
гастроли знаменитого миланского оперного театра Ла Скала.
Эти гастроли
организовала тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева.
И не просто организовала, а оформила многолетнее культурное
сотрудничество с этим театром. После этого наши певцы начали
стажироваться в этом театре, а итальянские балерины учиться
у наших непревзойденных звезд.
 
Вообще эти гастроли вызвали в стране небывалый ажиотаж. Люди
всеми правдами и неправдами пытались попасть на спетакли и
концерты театра. Спектакли проходили в Большом театре,
а сольные и сборные концерты его певцов - в Кремлевском
дворце съездов.
Отец получил ряд билетов (или пропусков) в Большой театр.
Но ему хотелось на какой-нибудь концерт в КДС. И как-то
вечером мы с ним пошли в кассы КДС около Кутафьей башни
(а покупка билетов была у нас редчайшим делом, т.к.
практически всюду мы ходили бесплатно).
Народу была тьма. Мы и большинство желащих до закрытия
касс отовариться билетами не успели. И решили вместе
со всеми прямо на улице дожидаться утра. Ночь была уникальная
для сентября - очень теплая и безветренная. Народ всю ночь
гулял вокруг всего этого большого комплекса зданий с кассами,
пел песни и т.п. Самое удивительное, что какие-то билеты утром
нам достались. Но устали мы страшно. Такое приключение было
единственным в моей жизни.
Ла Скала-1
Ла Скала-2
Ла Скала-3
Ла Скала-4
Концерты солистов Ла Скала 1964 года (видео 54 мин)
можно посмотреть на YouTube по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=uhBp15hGZXE
В 1973 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина проходила выставка
"Сокровища гробницы Тутанхамона". Выставка произвела очень
запоминающееся впечатление. Когда как-то раз на курорте
в Египте гид рассказывал об этих сокровищах, я сказал,
что видел их. Гид спросил: "Вы были в Каирском музее?".
Я ответил, что видел их в Москве. Гид не поверил:
"Их никогда никуда не вывозили!". Я его так и не убедил,
а буклета этого у меня с собой, естественно, не было.
Привожу ряд сканов из буклета этой выставки.
Кстати: в 2022 на ВДНХ в пав.33 проходила
аналогичная выставка специально сделанных копий 1:1.
У этой выставки есть хороший сайт. Я эту выставку посетил
и сделал на сайте по ней отдельный фотоотчет.
Тутанхамон-1
Тутанхамон-2
Тутанхамон-3
Тутанхамон-4
Тутанхамон-5
Тутанхамон-6
Тутанхамон-7
Тутанхамон-8
Тутанхамон-9
В 1974 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина был выставлен на
обозрение самый знаменитый в мире портрет:
"Мона Лиза (Джоконда)" работы великого Леонардо да Винчи.
Очередь была безумная, но мы с отцом по обыкновению прошли
через служебный подъезд и влились в очередь уже у подъема
к ней. Картина была вывешена над серединой ведущего к ней
помоста-арки. Народ как можно медленнее проходил по этому
помосту возле самой картины и стремясь задержаться около
самой картины, что вызывало недовольство стоящей охраны.
Как раз при моем прохождении на пару минут погасло ее освещение
и народ устроил скандал, требуя, чтобы его не подгоняли.
Впечатление и счастье от знакомства с этим истинным шедевром
осталось на всю жизнь.
Описывать историю появления этой картины в нашей стране
я не буду - она теперь достаточно известна и её довольно
легко найти в Интернете. Скажу лишь, что это было,
на мой взгляд, важнейшее культурное событие ХХ века
в жизни страны.
"Джоконда"
Очередь
Помост-1
Помост-2
В 1975 году я в Большом театре слушал оперу "Золото Рейна"
в постановке Шведской королевской оперы, которая привезла
в Москву всю оперную тетралогию Рихарда Вагнера
"Кольцо нибелунгов".
Это цикл из четырёх эпических опер, основанных
на реконструкциях германской мифологии, исландских сагах
и средневековой поэме «Песнь о Нибелунгах»:
«Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов».
Декорации были очень интересные,
не хуже, чем на собственные постановки Большого театра.
Это меня очень обрадовало, потому что я уже видел
символические "декорации" в ряде заграничных постановок.
Музыка оперы произвела мощное, но
очень гнетущее впечатление. Было явственное ощущение
давления на психику (хотя я отнюдь не слабонервная девица).
Но мне было очень интересно само содержание оперы, поскольку
в Союзе это было малоизвестно (а практически неизвестна
вся тетралогия).
К сожалению, действие оперы я практически не понимал,
а я без этого не могу.
Ведь пение шло на немецком языке (наверное), а посмотреть
заранее либретто было негде (Интернета еще не было).
Купленная театральная программка дала лишь самое общее
представление о либретто.
На остальные оперы тетралогии
я не пошел (были трудности со временем), да и гнетущее
впечатление от музыки не располагало к этому.
Но мой отец очень любил оперу и стойко прослушал всю
тетралогию (четыре дня подряд).
Тем не менее эти шведские гастроли были очень интересным
моментом в культурно-музыкальной жизни страны.
По этой ссылке можно почитать о реальной истории,
на которой, в частности, был основан сюжет тетралогии:
https://fishki.net/3041655-brungilyda-i-fredegonda-realynaja-istorija-kolyca-nibelungov.html?
Наиболее толково либретто оперы можно прочитать по ссылке
https://orfey.club/opyeri/zoloto-ryeyna-vagnyer/
К сожалению, мне не удалось обнаружить никаких фотографий
указанной постановки, поэтому для хоть какой-то иллюстрации
темы привожу несколько кадров из фильма 2004 года
"Кольцо нибелунгов".
Кольцо нибелунгов-1
Кольцо нибелунгов-2
Кольцо нибелунгов-3
Кольцо нибелунгов-4
Кольцо нибелунгов-5
В сентябре 2022 по телеканалу "Культура" показали запись
этой оперы "Золото Рейна" в несколько "осовремененной"
по декорациям и костюмам в постановке 2019 года
Королевского оперного театра Мадрида совместно
с Кельнской оперой (на немецком языке).
Но эта запись имела русские субтитры,
что сразу дало понимание содержания оперы, которое
оказалось очень интересным. А вот декорации и
современная одежда действующих лиц впечатление
несколько портили, хотя сама постановка очень неплохая.
Посмотрел её с удовольствием.
Эту постановку можно посмотреть на smotrim.ru
Главные партии исполняют: Грир Гримсли (Вотан),
Раймунд Нолте (Доннер), Дэвид Батт Филип (Фро),
Самуэль Юн (Альберих), Александр Цымбалюк (Фафнер) и др.
Режиссер: Роберт Карсен.
Дирижер: Пабло Эрас-Касадо
Главный бог Вотан
Фото1
Фото2
Фото3
Фото4
Фото5
В 1959 в Москве в Сокольниках проходила знаменитая
американская выставка. Эта выставка была очень серьезным
событием в жизни страны, народ валил на неё валом.
На открытии выставки присутствовали тогдашний американский
вице-президент Никсон и Хрущев с Брежневым. И на этой
выставке всех посетителей угощали Пепси.
Была очень густая и почти черная
горькая жидкость, жуткая гадость. После первого глотка все
посетители незаметно выливали её под кустик и удивлялись,
как американцы могут пить эту гадость. Тоже самое
рассказывали некоторые мои знакомые, побывавшие
на выставке. Помня эту историю, я удивлялся, что
наши люди охотно покупали Пепси, уже произведенную у нас
из их экстракта. Я долго крепился, но потом купил бутылку
для пробы. Оказалась вполне обычная жидкая подслащенная
газировка. Я долго не понимал, как же это так. Потом
понял: у американцев что-то пошло не так и они
посетителям наливали экстракт пепси. Такая вот необычная
история.
Добавлю, что выставка для нас была очень интересная.
Все с интересом разлядывали американскую бытовую технику:
холодильники, кухонные приспособления, телерадиоаппаратуру,
автомобили, и т.п. Основным помещением выставки был
специально построенный Геодезический купол. Но много
экспонатов было прямо под открытым небом и всякими
навесами.
"В июне 1959 года открылась советская экспозиция в Нью-Йорке,
а через время последовала ответная выставка в Сокольниках.
Павильоны были оформлены в стиле повседневного быта
«рядового американца». Выставочные образцы выглядели изнутри
как типичные дома. Кухонные комбайны, пылесосы, газонокосилки,
охранные видеокамеры – всё это было представлено в великом
разнообразии. Особый акцент устроители сделали на женской
одежде, туфлях на шпильках и большом разнообразии косметики,
стремясь, видимо, наиболее поразить слабый пол".
"«А у вас нет такой машины, которая бы клала в рот еду
и проталкивала ее дальше?» – саркастически спросил Хрущев,
осмотрев посудомоечную машину".
Привожу ряд характерных фотографий с выставки
из открытого доступа.
Фото1
Фото2
Фото3
Фото4
Фото5
Фото6
Фото7
Фото8
Фото9
Фото10
Фото11
Фото12
Фото13
Фото14
Фото15
В 1966 году в СССР на гастроли впервые приехал
замечательный человек -
известный и любимый во многих странах мира
американский певец и киноактер Дин Рид.
Этот гастрольный тур длился 2 месяца и певец объездил
почти всю страну (а в 1979 году он
с концертами и просто выступлениями с гитарой
перед народом проехал весь БАМ).
Он исполнял песни в стиле "кантри" и "рок-н-ролл",
но также и песни в эстрадном стиле (некоторые он
писал сам), а также ряд известных советских песен.
В нашей стране он сразу полюбился очень многим.
Я побывал на его спец.концерте в ЦДРИ (Москва).
Спец.концерт потому, что руководство ЦДРИ уговорило его
дать у них бесплатный концерт для работников культуры
среднего уровня. Число приглашенных было сознательно
ограничено и зал был заполнен примерно наполовину.
И это привело к крайне неприятному инциденту.
Дин Рид вышел на сцену, посмотрел в зал и сказал:
"Как, неполный зал? Я петь не буду", и ушел со сцены
за кулисы. Там ему объяснили ситуацию (мол, мы хотели
как лучше) и все таки уговорили его, он вернулся
на сцену и дал небольшой концерт.
С тех пор я на всю жизнь полюбил его как певца,
держу некоторые его песни в коллеции и периодически
их слушаю. И до сих пор глубоко опечален его
трагической гибелью в 1986 году.
Фото1
Фото2
Фото3
Фото4
БАМ1
БАМ2
БАМ3
БАМ4
И несколько известных песен в исполнении Дина Рида.
Хава Нагила
Белла Чао
Мишель
Иерихон
Вчера
**************
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...