Этот раздел
  посвящен экспедиции на север Тюменской области
в Ямало-Ненецкий автономный округ летом 1970 года  

Назад на главную страницу

     Летом 1970 года после пятого курса института я самодеятельно отправился в очередную экспедицию. Через знакомых я нанялся рабочим в Надымскую партию проектно-изыскательского института Фундаментпроект. Эта партия занималась изучением инженерно-геологических условий для строительства газопровода "Сияние Севера". Проще говоря, на трассе будущего газопровода изучались грунты и вечная мерзлота с целью определения их способности выдержать этот газопровод. Это изучение проводилось с помощью мобильных буровых установок типа УРБ, смонтированных на гусеничных вездеходах ГАЗ-47. Извлеченный буровой установкой в различных точках будущей трассы керн грунта исследовался на предмет плотности и тому подобных характеристик. Изучался участок трассы газопровода от Салехарда до Надыма в Ямало-Ненецком автономном округе примерно вдоль трассы знаменитой "мертвой" железной дороги.

     Территория по линии Салехард-Надым расположена на границе субарктического и умеренного климатических поясов. Число дней со снеговым покровом и устойчивыми морозами — до 200 в году. Летом температура обычно 15-20 градусов, но бывает и 25-30 градусов в отдельные дни. Дождей мало, но по утрам бывает обильная роса и туман. Территория представляет собой тундру на вечной мерзлоте, местами лесотундру с болотами. Много здоровых комаров, мошки и гнуса умеренно. Местами растут насыщенные влагой подосиновики размером с табуретку, потому что собирать их некому.

     Знаменитая "мертвая" железная дорога Салехард-Надым строилась еще в сталинские времена зэками. Вдоль всей дороги располагались лагерёчки зэков: каждые 5 км - лагерь на 500 человек, каждые 1.5-2 км - на 200 человек. Мы жили в бревенчатых домиках охраны этих лагерей, т.к. бараки заключенных были практически фанерными. Представляю, как там было зимой.
   Эта дорога никогда реально не использовалась, т.к. почти сразу после строительства ее "развезло". Насыпь местами расползлась и рельсы просто висели в воздухе, а в других местах рельсы недопустимо искривились. Вероятно, зэки халтурили без должного технического надзора и\или при проектировании не были в должной мере учтены особенности местного климата и вечной мерзлоты. По железной дороге мы передвигались на большой мотодрезине (на 8 человек). В местах разрушения или искривления дороги эту тяжеленную дрезину приходилось переносить на руках. Подосиновики собирали так: медленно ехали на дрезине, смотрели в обе стороны и при визуальном обнаружении грибов в полосе 10-15 м останавливались и срезали их. Несколько таких грибов - и получался какой-никакой обед на несколько человек.

               И это путешествие не обошлось без приключений.
     По прибытии на вокзал Лабытнанги я направился в местную контору Надымской партии. Это было довольно далеко и я проголосовал на дороге. Меня подобрал грузовик Татра. При переезде железнодорожных путей мы снесли шлагбаум. На крик подбежавшего стрелочника шофер, заикаясь и рыгая, ответил: "Ну, извини". И тут я понял, что шофер сильно пьян. Оставшуюся часть пути меня просто трясло, но обошлось.
     По дороге к конторе мне навстречу попалась колонна зэков, сопровождаемая автоматчиками. Они занимали почти всю ширину дороги и я не успел посторониться. Автоматчик столнул меня прямо в кювет, в котором была грязь с водой почти по колено. Хорошо, что был в сапогах. Какой-то зэк из колонны бросил мне маленькую игрушку (птичку) из засохшей глины или хлебного мякиша.
     В конторе выяснилось, что транспорт в поле будет только завтра. Пришлось ночевать прямо на голом рабочем столе, укрывшись коротким полушубком. Ночью было холодно. Я постепенно натягивал на себя полушубок и ноги при этом вылезали и замерзали. Всю ночь я периодически просыпался и передвигал полушубок обратно на ноги. К утру я чувствовал себя совершенно разбитым.

     У нас было два вездехода ГАЗ-47: один с буровой установкой и второй без (чисто для транпортных целей). Оба вездехода были с открытым кузовом, который мог накрываться специальным брезентом. Вдоль обоих бортов шли деревянные скамьи, а под ними баки с горючим на 800 литров.
     Однажды на вездеходе с буровой установкой обнаружилась течь бензина (прямо в кузов), что было чревато. Сливать бензин было некуда и буровой мастер решил заварить течь прямо так. Укрыл баки брезентом и начал заваривать. Но протекший бензин в кузове загорелся. Мы стояли рядом и не знали, что делать. Очень хорошо представлялось, как сейчас полыхнут все 800 литров бензина и останется выжженная дотла (вместе с нами) поляна. В голове билось: "Бежать или тушить, бежать или тушить?" - и ни с места. Мастер крикнул: "Чего стоите, несите песок!". И тогда мы наконец сдвинулись с места и бросились тушить. Было реально очень страшно, но обошлось.
     В другой раз молодой водитель транспортного вездехода решил перепрыгнуть небольшую речку с крутыми берегами. Такое в принципе возможно, если уметь. Но прыжок не удался и вездеход воткнулся носом в дно речки на ее середине. Водитель выбрался непострадавшим, а мы, естественно, заранее вышли из вездехода. Через несколько дней вернулся из маршрута второй вездеход и своей лебедкой его вытащил. Но мы на некоторое время остались без транспорта.
     Однажды наш моторист-водитель дрезины сдуру слишком сильно разогнался на ней и наскочил на искривленный участок дороги. Дрезина вылетела с путей, люди полетели в разные стороны. Моторист сломал два ребра, остальные отделались ушибами. Меня в это время там не было.

          По этому путешествию собственных фотографий у меня нет, поэтому для иллюстрации всего вышеописанного привожу ряд фотографий из различных источников.

     1. Фотографии газопрода, изыскательской техники, "мертвой" железной дроги и т.п.

  Фото1   Фото2   Фото3   Фото4   Фото5   Фото6   Фото7   Фото8   Фото9  

     2. Поселок Лыбытнанги ("Семь лиственниц") располагается чуть севернее Северного полярного круга на левом берегу реки Обь примерно в 100 км от ее впадения в Обскую губу. В 1970 году с окрестного холма он выглядел как бескрайнее скопище деревянных односкатных сараев и двускатных одноэтажных домишек. Дороги в поселке были исключительно грунтовые и летом при дождях превращались в грязное мессиво. Ходить можно было только в сапогах.
   В Лабытнангах в те годы располагалась одна из самых больших зон заключения в стране. Тогдашний начальник зоны учился в каком-то архитектурном институте и в качестве дипломного проекта построил в ней "Красный чум" (деревянный клуб, т.к в Лабытнангах практически всё было деревянным).
    

  Фото1   Фото2   Фото3   Фото4  

     3. Современные виды города Лабытнанги (с 1975 года).     

  Фото1   Фото2   Фото3   Фото4   Фото5   Фото6   Фото7   Фото8   Фото9   Фото10   Фото11  

     4. Город Салехард ("Поселение на мысу") располагается на правом берегу реки Обь примерно в 120 км от ее впадения в Обскую губу (почти напротив города Лабытнанги). Это единственный город в мире, расположенный прямо на Северном полярном круге. Северный полярный круг делит город на две части прямо по середине его главной улицы (вдоль). В южной части города местностной коэффициент равен 1.5, а в северной - 1.8. Поэтому жители города предпочитают работать в его северной части. В 1970 году он выглядел как типичный провинциальный или подмосковный город с одно-двух-трехэтажными старыми домами.

  Фото1   Фото2   Фото3   Фото4   Фото5  

     5. Современные виды города Салехард.

  Фото1   Фото2   Фото3   Фото4   Фото5   Фото6   Фото7