Этот раздел
посвящен студенческому стройотряду ("электрификации")
в колхозе "Маяк" (Оренбургская область) - 1966
В Московском энергетическом институте (МЭИ), в котором я учился, летние стройотряды
(после 1 и 3 курсов) назывались "электрификацией" по основному профилю института,
хотя реально соответствовали этому названию редко. Тем не менее моя первая
"электрификация" в 1966 году в течение примерно полутора месяцев полностью этому
названию соответствовала. Наша отдельная бригада из 9 человек (включая двух девушек)
ставила новую ЛЭП-10 (киловольт) на деревянных столбах вместо сгнившей старой
в колхозе-миллионере "Маяк" в Оренбургской области.
Этот колхоз-миллионер в селе Кубанка в 80 км от Оренбурга заслуживает
отдельного рассказа.
Наверняка многие слышали, что в нашем Поволжье жили немцы, которых туда пригласила
еще Екатерина II для заселения и освоения пустующих земель. Оказалось, что туда еще
переселилось некоторое количество голландцев (хотя заметно меньше немцев). И в этом
селе Кубанка жили потомки таких голландцев. Конечно, они обрусели, но тем не менее
сохранили свой староголландский язык и многие родные обычаи. К ним даже приезжали
специалисты из Голландии для изучения этого старого диалекта языка и старых обычаев.
Очень интересна и необычна для нас конструкция старых деревенских голландских домов.
Дом представляет собой длинное вытянутое бревенчатое строение, в котором три части,
которые связаны дверями.
Средняя часть представляет собой сени с крыльцом (главный вход в дом), в которых
содержится различный инвентарь и тому подобное. При этом прямо в сенях
(или у крыльца) в каждом доме свой колодец из бетонных колец с электронасосом
(колхоз-миллионер!).
Одна крайняя часть дома является жилой и представляет собой одну (как правило)
большую горницу. Другая крайняя часть дома является конюшней для лошадей и/или
другой домашней живности (иногда с дополнительным отдельным входом).
В некоторых семьях были легковые автомобили ("Волга", "Москвич" или "Жигули"),
в других как минимум мотоцикл и/или мотовелосипед. У многих были тяжелые мотоциклы
с коляской типа "Урал" или "Иж".
На этих мотоциклах сельчане не только ездят регулярно в город, но и просто ездят
на работу в поле с нужным инвентарем. Как-то мы оседлали такой "Урал" с коляской
вшестером и он тем не менее нас довез (причем по ухабистой грунтовой дороге).
У председателя колхоза были в распоряжении личная "Волга", служебная "Волга"
и служебный ГАЗ-69, обтянутый коврами. На этом ГАЗ-69 я несколько раз ездил
с председателем после принятия водки и пару раз было просто страшно от его
стиля вождения, когда на полном ходу в темноте вдруг прямо перед машиной
появляется телеграфный столб и ощущение, что сейчас мы в него врежемся.
Я даже инстинктивно съеживался. Но в последний момент он поворачивал
и мы не врезались.
Голландцы эти оказались замечательными людьми - спокойными, честными,
гостеприимными, радушными.
Из-за незнания нашим шофером дороги мы вместо 80 км по прямой сделали крюк 150 км.
Ехали мы в крытом брезентом кузове грузовика целый день по пыльным тряским
проселочным дорогам по дикой жаре. Устали безумно и очень хотелось есть и спать.
Приехали в село уже в сумерки. Я очень волновался насчет того, знают ли в колхозе
о нашем сегодняшнем приезде, есть ли где спать и что-либо кушать.
Сотовых телефонов тогда не было и в помине, да с обычными было не всё просто.
На пустынной улице мы встретили парня, который указал нам дом председателя колхоза.
Подъехали к этому дому, постучались и покричали. Вышла женщина. Говорим ей, что мы,
мол, студенты и приехали к вам работать. Она говорит: "Поздно вы, мы вас уже заждались.
Идите через дом к дому члена правления колхоза, там вас ждут".
Я очень приободрился. Подходим к дому члена правления, входим и видим в горнице
шикарный накрытый стол человек на 15-20. Свежие и соленые огурчики и помидорчики,
квашенная капуста, караваи хлеба, большой котел с горячим борщом, и т.п.
А на полу стоял ящик водки.
Был пир горой во главе с председателем и членами правления колхоза.
И хотя у нас был сухой закон, обидеть таких людей мы не могли (да и самим,
конечно, хотелось).
И мы решили, что работать будем на совесть - "кровь из носа".
Потом нас разместили на ночлег в каком-то хорошем полевом бараке,
где мы жили потом всё время. Кормили нас очень хорошо, готовила местная
женщина. Гречка, картошка, цыплята, блины с медом, щи и борщи, и т.п.
И очень вкусный "кофе" из обожженной пшеницы.
Провожали нас примерно также. Да еще колхоз выдал каждому члену бригаду почетную
колхозную грамоту и премию в 150 рублей (хотя все работы были заранее институту
оплачены). А 150 рублей - это месячный заработок старшего или ведущего инженера.
И это были существенные деньги при стипендии 35-45 рублей.
Эту грамоту я храню до сих пор. Больше никогда в жизни меня так не встречали и
не провожали, причем совершенно незнакомые люди.
Наш бригадир Ваня (профессиональный электромонтажник-строитель из местных) как-то
сказал, что такого колхоза он никогда не видел, хотя объездил почти всю область.
Везде, говорит, воруют, собранный урожай лежит в поле до сдачи государству,
пока все свои сельчане не затоварятся им по максимуму, а здесь такого нет.
Колхоз продавал своим членам свою продукцию в разумном объеме по себестоимости.
Например, килограмм грунтовых свежих огурцов шел по 3 копейки. Меня такая цена
тогда потрясла, потому что в Москве этот килограмм стоил 30-60 копеек примерно.
Наша работа в колхозе реально заключалась в основном в следующем.
На участке степи около проселочной дороги был организован так называемый "полигон"
для вязки столбов. Грузовики привозили на этот полигон деревянные столбы ("хлысты")
и железобетонные основания столбов ("пасынки" - по 280 кг). На полигоне мы
толстой проволокой ("катанкой" - 8 мм) эти хлысты и пасынки связывали в готовые столбы.
Пасынки подтягивали на нужное место либо трактором, либо толкая или перекатывая пасынок
ломом (поднять 280 кг руками было невозможно). После готовые столбы грузовик
со специальным прицепом и лебедкой развозил по трассе ЛЭП и оставлял в намеченных точках.
После этого мы на грузовике с ямобуром ехали по трассе, ямобуром сверлили ямы под столбы
и с помощью лебедки ямобура устанавливали столбы в эти ямы, засыпали их грунтом
и утрамбовывали его.
После этого начинался этап монтажа проводов на столбы.
На больших катушках высотой 1.5 м подвозился толстый многожильный
алюминиевый кабель (10-12 мм) без изоляции.
Катушка ставилась на специальные козлы и от нее мы протягивали этот кабель вдоль
очередного ряда установленных столбов. Затем с помощью монтажных когтей забирались
на столбы и закреплялись на них цепью монтажного пояса (за крюки с изоляторами).
После этого нам с земли подавали этот кабель и мы приматывали его специальным способом
к изоляторам столбов с помощью алюминиевых проволочек (обрезков от этого же кабеля).
Руководили нами местные бригадир Ваня, шофер-оператор ямобура и тракторист,
поскольку поначалу мы вообще ничего не знали и не умели.
Однажды произошел совершенно анекдотический случай. Мы первый раз ставили анкер
(угловой столб в виде буквы А). Бригадир Ваня влез на установленный анкер и кричит
одному нашему парню: "Митя, подай оголовье!". Митя вскакивает, нервно озирается -
какое еще оголовье, никогда не слышали. Тогда бригадир кричит сверху:
"Вон ту ху.ню подай!". Митя сразу всё понял и отвечает: "Так бы сразу и сказал".
Мы все просто укатались со смеха.
Добавлю ряд важных моментов.
Жара в оренбургской степи в это лето была днем 30-32 градуса и временами
еще больше, причем при практически полном безветрии.
На полигоне мы работали полуголыми, а на столбах в специальных костюмах
(чтобы не занозиться и не втирать ядовитый черный креозот,
которым некоторые столбы пропитывались от гниения).
В этих костюмах было безумно жарко и мы истекали потом, но деваться было некуда.
А когда работали полуголыми, то к концу дня становились черными как негры
от оседавшей и прилипавшей к телу степной пыли. Если рядом проезжала какая-либо
машина, то поднятая ей пыль долго висела в воздухе и медленно опускалась на нас.
Когда я первый раз влез на такой тонкий креозотный столб, то почти в самом верху
столба мои тупые монтажные когти не смогли проколоть пружинящий поверхностный
слой столба и дать мне закрепиться. Я имел все шансы сорваться и лететь вниз
по столбу и приложиться о его бетонный "пасынок". Но я не растерялся,
обнял этот ядовитый столб
и ударами ладони с трудом загнал когти в дерево. После этого я слегка подтянулся
и закинул цепь монтажного пояса за крюк изолятора, что гарантировало безопасность.
После прикручивания проводов к изоляторам я очень медленно и осторожно спустился
со столба. Минут 15 я потом сидел и не мог подняться - ноги стали ватными.
Выматывались за день мы сильно.
После работы мы с трудом плелись к реке для мытья (иногда в душ на сыроваренный
заводик), потому что в таком виде ложиться в постель было невозможно.
После этого шли домой (иногда 3-4 км). Дома ужинали и потом развлекались, слушая
по маленькому радиоприемнику китайское радио на русском языке
(больше практически ничего не ловилось). Но слушание это было весьма занятное.
В это лето Мао Цзе Дун решил самостоятельно переплыть большую реку Янцзы.
Очевидно, выражаюсь по современному, для поднятия своего рейтинга и улучшения
имиджа. А лет ему было уже очень много. Поэтому рядом с ним плыли несколько
катеров и моторных лодок, а также несколько аквалангистов.
От комментариев китайского диктора мы умирали со смеху. Типа "ряд зрителей
от радости за товарища Мао бросились в реку, забыв, что не умеют плавать,
и поэтому нахлебались воды, но она показалась им особенно сладкой".
Других развлечений практически не было, да особых сил к вечеру тоже.
Играли в карты иногда. В немногие выходные дни купались в местной реке.
Однажды я напросился к местным ребятам-пастухам в "ночное".
Там я единственный раз в жизни скакал по ночной степи галопом на лошади
без седла (прямо скажем, неудобно и чувствительно).
Фото1
Фото2
Фото3
Фото4
Фото5
Фото6
Фото7
Фото8
Фото9
Фото10
Фото11
Фото12
Фото13
Фото14
Фото15
Фото16
Фото17
Фото18
Фото19
Фото20
Фото21
Фото22
Фото23
В апреле 2022 поискал в Интернете колхоз "Маяк"
в селе Кубанка. Оказалось, что он жив. Теперь это
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Маяк".
Село Кубанка 2022